| Авторы |
Антонова Ольга Геннадьевна, доктор социологических наук, профессор, кафедра истории, теории и прикладной социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83), E-mail: ogantonova@rambler.ru
Хайруллина Юлдуз Ракибовна, доктор социологических наук, профессор, кафедра общей и этнической социологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18); профессор, главный научный сотрудник, отдел микро и мезоисследований, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан (Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, 23/6), E-mail: iouldouz@narod.ru
Щанина Екатерина Владимировна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: shchanina@mail.ru
|
| Аннотация |
Актуальность и цели. Современная система высшего профессионального образования последние десятилетия находится в процессе перманентного реформирования как в Российской Федерации, так и в странах ближнего зарубежья. Подготовка специалистов технического профиля становится все более востребованной в социально-экономическом становлении наших стран, имеющих как общую историю, образовательные традиции, так и проблемы развития. Одной из них выступает недореализованный потенциал вузов, образовательных программ в части совершенствования теоретической и прикладной профессиональной подготовки молодых специалистов для отраслей промышленности, усиления их установок на практическую работу по полученной специальности. Цель статьи – анализ особенностей профессиональной мотивации и адаптационных практик студентов технических специальностей на постсоветском пространстве и путей их оптимизации.
Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составили результаты авторских социологических исследований студентов технических специальностей в Республике Татарстан (2010) и Республике Казахстан (2018). Выборочная совокупность в Республике Татарстан составила n = 796 человек, молодые специалисты технических специальностей; работающие на предприятиях энергоотрасли; в Республике Казахстан n = 398 человек, выпускники технических вузов.
Результаты. Выпускники технических специальностей Республики Татарстан и Республики Казахстан наиболее востребованными считают обе ступени высшего образования – бакалавриат и магистратуру, заинтересованы даже в двух высших образованиях, отчасти в поствузовском образовании – аспирантуре, докторантуре. Особенностями профессиональной мотивации выступает сочетание таких характеристик будущей профессии в качестве предпочтительных, как возможность получить высокий доход, статус и общественная востребованность, признание, соответствие личным интересам или семейным традициям. Что касается адаптационных стратегий молодых специалистов, то в целом они считают полезными при работе на производстве полученные в рамках обучения теоретические и практические знания и навыки. Вместе с тем отмечают недостаточность последних и необходимость расширения их применения в рамках производственных практик, начиная с младших курсов. Наибольшие проблемы для выпускников на рабочем месте представляли следующие: нехватка знаний в рамках конкретных должностных обязанностей, отсутствие наставничества, завышенные требования и нагрузки и неадекватная оплата труда, отсутствие внятной корпоративной молодежной политики, доступности руководства для общения. Вместе с тем большинство считает, что реальный труд на рабочем месте способствует наиболее оптимальной профессиональной мотивации, что предприятия и отрасли в целом заинтересованы в молодых перспективных сотрудниках. Потому многие молодые специалисты собираются учиться дальше, совмещать работу с учебой, нацелены на квалификационный рост, восходящую мобильность в профессии.
Выводы. Современные государства на постсоветском пространстве демонстрируют экономический рост, что делает инженерные специальности все более востребованными, предоставляющими молодым специалистам социальный статус и материальную стабильность. Результаты исследований показали, что их мотивационный профиль получения профессии сочетает, наряду с достойной оплатой труда, ценности общественного блага, уважения, удовлетворенности характером и содержанием труда. Предприятия в свою очередь также заинтересованы в ротации кадров, постепенно начинают участвовать в совершенствовании учебных планов подготовки специалистов требуемого им профиля, в наполнении производственных практик студентов прикладным содержанием актуальных профессиональных знаний и навыков. Вместе с тем, исходя из полученных данных, были вскрыты проблемы недостаточной сформированности у выпускников инженерного профиля обеих республик навыков работы в коллективе, самоорганизации, способностей социально-профессиональной адаптации в рамках реального производственного цикла, а также востребованности ими институтов наставничества, целевых программ поддержки молодых специалистов, инновационных корпоративных проектов для молодых семей.
|
| Список литературы |
1. Антонова, О. Г. К вопросу о тенденциях развития российского высшего образования / О. Г. Антонова, З. М. Дыльнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2017. – № 4 (44). – С. 127–135.
2. Минзарипов, Р. Г. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности / Р. Г. Минзарипов, Г. В. Ившина // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С. 42–50.
3. Голенкова, З. Т. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда / З. Т. Голенкова, Г. Б. Кошарная, В. П. Кошарный // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 2 (91). – С. 262–273.
4. Зборовский, Г. Е. Образование как ресурс информационного общества / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 107–114.
5. Сыдықов, Ұ. Е. Техникалық жоғары оқу орындарының студенттері: социологиялық талдау / Ұ. Е. Сыдықов, А. Б. Мұқашева, А. Т. Омарова. – Алматы : ҚазҰТУ, 2007. – 178 б.
6. Туркпенова, С. Ж. Особенности профессионализации молодежи Казахстана / С. Ж. Туркпенова // Социальная стратификация и социальные процессы в Центральной Азии : материалы Междунар. науч. конф. – Алматы, 2002. – С. 488.
7. Антонова, О. Г. Социальные функции высшего образования в контексте новой образовательной парадигмы / О. Г. Антонова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2018. – № 1 (45). – С. 89–98.
8. Национальный проект «Образование». – URL: https://edu.gov.ru/national-project/б(дата обращения: 19.05.2020).
9. О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.12.2018 № 1131 «Об утверждении паспортов региональных проектов в рамках национального проекта “Образование” в Республике Татарстан на 2019–2024 годы» : Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.03.2019 № 254. – URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/nac_proekt_obr.htm (дата обращения: 19.05.2020).
10. Хайруллина, Ю. Р. Молодой специалист: особенности социально-профессиональной социализации : монография / Ю. Р. Хайруллина, Р. Р. Хизбуллина. – Казань : Казанский государственный энергетический ун-т, 2012. – 150 с.
11. Хайруллина, Ю. Р. Непрерывное образование как фактор формирования человеческого капитала в современной социально-экономической среде энергетического кластера Республики Татарстан : монография / Ю. Р. Хайруллина, Э. Н. Габдуллина, Р. Р. Гарипова. – Казань : Казанский государственный энергетический ун-т, 2016. – 170 с.
12. Буева, Л. П. Образование и социальные вызовы ХХI века : монография / Л. П. Буева и др. ; Российская Академия Образования ; Институт научной информации и мониторинга. – Москва : ИНИМ РАО, 2010. – 233 с.
|